Общение с клиентами

Для того, чтобы зарабатывать деньги веб-дизайном, мало быть хорошим профессионалом в своей области. Крайне необходимо также уметь грамотно общаться с клиентом, который напрямую является источником ваших доходов. В противном случае вы рискуете потерять время, деньги и, что самое главное, репутацию среди других потенциальных заказчиков. Связано это с тем, что такого понятия как «хороший дизайн» не существует. Вернее данное понятие является чисто субъективным, и ориентироваться следует исключительно на того, для кого этот дизайн создаётся.

Переходя к этой теме конкретнее, мы можем сделать вывод, что в первую очередь следует определиться, для кого всё-таки создаётся тот самый дизайн: для заказчика, его любимой жены или всё-таки для клиентов, которые будут посещать его сайт и приносить прибыль. Клиент всегда прав, потому что именно он платит вам деньги. Разумеется, никто не спорит с тем, что вы можете (а иногда и должны, как профессионалы своего дела) напрямую повлиять на его мнение, порекомендовать сделать так, а не иначе или склонить к принятию правильного решения. Однако для начала следует решить, по какой всё же схеме вы собираетесь работать: Артемий Лебедев работает с 1 из 10 клиентов, рядовые фрилансеры, как правило, с 9 из 10, потому что не в состоянии позволить себе отказываться от зарплаты в пользу высоких взглядов на творчество. По какой схеме будете работать вы, решать именно вам. Автор данной статьи склоняется к тому, что он может делать сайты для себя абсолютно так, как ему этого захочется и считать их лучшими на свете, плюя на всё и вся во имя высшего искусства, однако работа есть работа и желание клиента – почти закон, за их исполнение платят деньги. Отказались бы вы написать весь текст «капсом» за 10 тысяч долларов во имя «Правильного Дизайна» или не подчеркнуть ссылки? Если идея клиента выглядит неудачной, его можно попытаться переубедить, в случае провала либо отказаться, либо исполнить желание. Высшим мастерством является исполнение желаний клиентов не в ущерб качеству работы.

Итак, вы разобрались, для кого делаете сайт. Как следует поступить дальше? Хорошая работа с клиентом – не менее 60% успеха. Ваш сайт может быть идеальным с точки зрения «Правильного Дизайна», но не понравится клиенту вовсе не из-за подчёркнутых ссылок и идеального, с технической точки зрения, исполнения, а банально из-за цветовой гаммы или стиля. Для этого перед работой необходимо как можно больше выявить желаний клиента, которые он от вас скрывает. Говорят, что клиент никогда сам не знает, что он хочет – не верьте, это враньё. Каждый клиент прекрасно знает, что он хочет, просто ему лень над этим думать, потому что он платит вам деньги и считает, что всё остальное должны сделать вы сами, не подозревая, что работа со студией – это партнёрство, а не покупка готового автомобиля в автосалоне. Это как ювелирное изделие на заказ и мастер не может угадать желание клиента. Чтобы избежать этой проблемы, от вас потребуется сделать массу предложений клиенту. Видя перед собой, например, синий цвет он уже может решить нравится он ему или нет. Более того, никогда не делайте ни о чём выводов, основываясь только на представлении и воображении. Даже опытный дизайнер может оценить ту или иную вещь, только её увидев. По-настоящему плохих идей бывает чрезвычайно мало – чаще нам приходится сталкиваться с отвратительным исполнением. Работайте с вашим клиентом, делайте больше предложений, помогите ему прийти к осознанию того, что он хочет. Пусть он подтвердит, что вы правильно угадали направление, в котором вам стоит двигаться. Сделайте примерный набросок сайта на компьютере, не бойтесь работать в корзину и вносить исправления в вашу работу, однако больше обсуждайте её с клиентом и не исполняйте слепо все его указания. В противном случае вам грозит вечное переделывание дизайна без получения какого-либо удовольствия от работы, а в итоге обвинение в дилетантстве и том, что на вас было потрачено слишком много времени, а вы так и не смогли предложить ничего путного.

Автор: Уланов Евгений, Д-103


Valid XHTML 1.0 Transitional Правильный CSS! Rambler's Top100 Яндекс цитирования